Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание - Kotemotel.ru

Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание

Содержание

Выращивание лошадей-тяжеловозов как бизнес

Выращивание лошадей – это не самое простое направление деятельности, поскольку оно требует немалых денежных вложений и тяжелого труда. Этим «делом» стоит заниматься только в том случае, если у предпринимателя есть страстная любовь к этим прекрасным, грациозным, умным и преданным человеку животным.

Благодаря энтузиастам интерес к коневодству в Украине постепенно возрождается, и все большее количество людей вкладывают средства в создание миниферм, где разводят различные породы лошадей: для участия в спортивных состязаниях, для организации конных прогулок, для школ верховой езды и для такого популярного в настоящее время направления, как экологический туризм. Животное для туристических целей обычно выращивается в течение трех лет или покупается взрослым.

Что касается разведения лошадей для спорта (для этой цели берут, как правило, арабских скакунов), то процесс их подготовки занимает от пяти до шести лет.

Отдельное направление представляют рабочие лошади тяжеловесы, которых выращивают в основном для сельского хозяйства, где они ценятся за высокую работоспособность, мощную тяговую силу, непритязательность и выносливость.

По внешнему виду лошадей – тяжеловесов легко отличить от прочих изящных ездовых пород, поскольку они имеют не только внушительный экстерьер, но и, как правило, имеют более спокойный, дружелюбный и покладистый нрав.

Селекция и формирование тяжеловесов в отдельную породную ветвь началось еще в эпоху рыцарства и крестовых походов, когда облаченному в тяжелые железные доспехи всаднику понадобилась более крепкая и стойкая лошадь, способная нести не только человека, но и десятки килограмм боевого облачения. С этой целью создавались и постоянно улучшались характеристики тяжеловесов, представляющие мощную и управляемую боевую » машину » .

Позже тяжеловесных лошадей стали использовать для перевозки грузов и обработки полей, поскольку обычные ездовые породы плохо справлялись с этой тяжелой работой. С развитием промышленности именно эти лошади внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства и мировой индустрии, участвуя во всех сферах деятельности человека, где требовалась семижильная сила и выносливость.

В настоящее время существует около десяти разновидностей этих пород.

Разведение лошадей – тяжеловозов

Если рассматривать разведение коней не как хобби, а как бизнес, то предпринимателю придется вложить довольно немалые средства в постройку конюшни, организовать вольер для выгула и тренировки лошадей, обеспечить животных кормами (желательно, чтобы недалеко от конюшни имелось пастбище), приготовить упряжь, инструменты и прочее.

Кроме того, придется тщательно изучить принципы содержания, ухода и рацион питания лошадей, определить особенности выращивания различных пород. Предпринимателю могут потребоваться также услуги ветеринара и зоотехника.

Содержание и уход за тяжеловесными лошадьми

Содержание тяжеловесных пород, благодаря их непритязательности мало чем отличается от содержания всех прочих пород.

Конюшню необходимо строить таким образом, чтобы на каждую лошадь в стойле приходилось минимум четыре метра квадратных площади. Помещение должно быть теплым, без сквозняков и при этом хорошо освещаться и проветриваться в любое время года.

Наиболее трудоемкой является работа по очистке конюшни от навоза, но ее следует производить регулярно.

Кормить лошадей следует в среднем около трех, четырех раз в день. В качестве корма чаще всего применяется свежая зелень, заготовленное заранее сено (в зимний период) или корма из силосной ямы, а также зерно (как правило, овес), комбинированные заводские корма, добавки и витамины.

Объем ежедневного корма следует соизмерять с породой и степен ью нагрузки на животное.

Следует помнить о том, что взрослая лошадь пьет достаточно много воды (до ста пятидесяти литров в сутки), поэтому заводчику следует позаботиться о поилках с чистой, свежей (но не холодной) водой.

Примечательно, что лошадь — тяжеловоз, должна регулярно испытывать силовые нагрузки, иначе она может заболеть. Фермеру необходимо помнить об этом.

Рабочие качества лошадей — тяжеловесов

За долгую историю разведения тяжеловозов, были выработаны определенные показатели и нормативы тяговой выносливости лошадей. Ниже приводятся параметры, по которым они определяются:

· Время доставки груза (рысью) на дистанцию два километра при силе тяги пятьдесят килограмм

· Время доставки груза (шагом) на дистанцию два километра при силе тяги сто пятьдесят килограмм

· Тяговая выносливость (дистанция, которую лошадь может пройти без остановки при силе тяги триста килограмм)

· Максимальная сила тяги, которая позволяет определить предельную степень силы (в килограммах веса груза), которую лошадь способна развить на короткой дистанции шагом


Наиболее популярные породы лошадей-тяжеловозов

На вид лошадей тяжеловесов легко отличить от всех прочих пород, благодаря мощному и мускулистому экстерьеру.

Как правило, все тяжеловозы имеют широкий круп, могучую спину, массивную голову и крепкие сильные ноги с крупными копытами.

Первой официально признанной породой тяжеловозов стала «Су́ффолькская» порода лошадей (лат. Equus ferus caballus), выращенная в Старом Свете более трех веков назад. Название разновидность получила благодаря графству Саффолк, где она и была выведена.

Примечательно, что данная порода, благодаря своему генофонду не только стала прародительницей большинства новых, в том числе современных пород тяжеловесов, но до сих пор сохранила свои первоначальные характеристики. «Суффолькские лошади» непритязательны, имеют добрый нрав и обладают уникальной выносливостью.

Практически в это же время, подобные работы проводили и селекционеры – коневоды стран Бельгии и Франции, благодаря чему появились такие популярные породы тяжеловесов, как: «Першероны» и «Брабансоны».

В настоящее время наиболее известными (помимо вышеперечисленных), являются следующие породы лошадей:

· «Шайр» (английская порода тяжеловозов)

· «Бельгийский тяжеловоз» («Арденская» порода тягловых лошадей)

· «Литовская тяжелоупряжная» (зарегистрирована в 1963 году)

· «Владимирский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1946 году)

· «Советский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1952 году)

Эти и другие тяжеловесные породы в настоящее время активно разводятся в Соединенных Штатах, Канаде, России и во многих европейских государствах. Их ценят за превосходный внешний вид, выносливость и уникальные силовые характеристики.

Среди лошадей тяжеловесов ежегодно проводятся специальные соревнования с целью выявления лучших представителей различных пород, которые включают дисциплины на определение выносливости и силы. Турнир определяет также наиболее послушных лошадей, поэтому эти соревнования весьма зрелищны и популярны.

Породы лошадей тяжеловозов: описание, вес, содержание и фото

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

Читайте также:  Кормление карпа в домашних условиях: нормы

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Советская тяжеловоз — порода лошадей очень ценится во всём мире. Ни одна другая порода не обладает таким пышным букетом достоинств и преимуществ, которые ценятся на высшем уровне. Советские тяжеловозы рано созревают и вырастают, дают огромное количество жирного молока и показывают себя, как первоклассные и выносливые труженики.

История разведения

В советских тяжелоупряжных лошадях смешалось огромное количество крови. Для выведения этой уникальной породы использовались брабансонская, першеронская порода, а также битюги, суффольковы лошади и арденовы.

История лошади породы советских тяжеловозов началась в середине XIX века, когда в России для тяжёлых работ стали массово завозиться брабансоны. Они были превосходными работниками, но абсолютно не приспособлены к суровому русскому климату. Лошади часто болели, поэтому умирали, а скрещивание их с местными тяжелоупряжными породами решило эту проблему.

Советские тяжеловозы были выведены на Нижегородском и Московском конном заводе. Процесс выведения был очень сложным и длительным, но результат превзошёл все ожидания.

Советские тяжелоупряжные кони очень покорные и спокойные. Они рождены для тяжёлых рабочих и климатических условий. Советские тяжеловозы обладают сильнейшим иммунитетом и крайне редко подвержены заболеваниям, что так ценится у сельскохозяйственных работников.

Спокойный нрав

Экстерьер

У этих тяжеловозов не только хорошо развита система органов движения (мускулы), они ещё и необычайно красивы. В отличие от других пород, голова лошади советской упряжной породы средняя и пропорциональная, с красивой, выразительной мордой.

Туловище у них длинное и крепкое, с широкой и мощной грудной клеткой. Ноги у лошадей породы советских тяжеловозов очень сильные и мускулистые. Копыта крепкие и плоские, благодаря которым лошади спокойно передвигаются даже по рыхлой и болотистой почве.

Советская тяжелоупряжная порода чаще встречается рыжей масти с гривой и хвостом средней длины. Умеренная оброслость лошади не требует стрижки и ухода за шерстью животного.

Советский тяжеловоз – это порода лошади с высокой продуктивностью и отличающаяся быстрыми темпами созревания. Они очень стремительно набирают массу тела и рост. Более полтонны может весить годовалый жеребенок. С наступлением двухлетнего возраста их активно используют на тяжелых работах, а после 5 лет – допускают к специализированным соревнованиям.

Одной из отличительных особенностей, является возможность длительной племенной эксплуатации. Отдельные кобылы дают потомство и в двадцатилетнем возрасте и более старшем.

Непривередливы в еде, готовность потреблять дешевый корм, способность жить в любых сложных условиях, делает содержание советских тяжеловозных лошадей очень выгодным и привлекательным. Кобылы, в лактационный период очень продуктивны и дают в среднем около 6000 литров молока. Эту особенность, с успехом применяют в улучшении качества местной породы рабочих лошадок.

Советский тяжеловоз — порода лошади, которую вывели на Починковском и Мордовском конезаводе. Несмотря на это, было выделено два вида породы со своими особенностями и различиями.

Особи, выведенные на Починковском конезаводе, очень схожи с тяжеловозами. Их туловище массивно, удлинено, имеет высокие ноги.

Мордовские кони, более схожи с Суфолькской породой и соответственно их телосложение не столь массивное и более сухое.

Коротко о рекордах

Говоря об этих лошадях, хочется упомянуть об ее достижениях и рекордах. На ипподроме в Тамбове, в 1957 году, гнедо-чалый жеребец по имени Форс, стал рекордсменом в грузоподъемности.

Он преодолел расстояние в 35 метров с грузом практически 23 тонны, благодаря чему и стал абсолютным рекордсменом.

Далее, на всесоюзных соревновательных мероприятиях, на протяжении 30 лет начиная с 1960 года, лучшие представители данной породы, занимали призовые места и ставили новые рекорды.

Жизнь не стоит на месте и с появлением современных технических новшеств и внедрении их в сельское хозяйство, сняло необходимость использования тяжеловозов.

На данный момент, порода проживает достаточно сложный период, невзирая на свои столь высокие результаты. Количество чистопородных особей, стремительно сокращается, высокопродуктивные матки, больше не имеют спроса, и потребность на них резко снизилась.

Известные европейские породы

Одна из самых знаменитых «хладнокровных» лошадей — это известный на весь мир английский тяжеловоз породы Шайр. Лошади по экстерьеру высокие и массивные, но в тоже время они «аристократичны».

Вес жеребцов английского тяжеловоза породы Шайр может достигать 1,3 тонн

Прямыми предками этой породы были боевые рыцарские кони, которые по тем временам достигали очень больших для лошади размеров. Но их потомки и сейчас славятся своими серьезными габаритами на весь мир. Вес жеребцов может превышать до 1,3 т, а их высота в холке может достигнуть 190 см. Наиболее часто встречающиеся масти шайров: гнедая, караковая, серая, гнедая.

Наибольшую популярность в Средневековой Англии эта тяжеловозная лошадь начала приобретать при правлении короля Генриха в 18 веке. Правитель посчитал необходимым принять закон об активном разведении данной породы на территории своей страны, преследуя цель обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными тягловыми (ломовыми) лошадьми.

Бельгийская упряжная, она же фландрийская, она же брабансон — появилась в эпоху Средневековья. Была выведена на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозов является частично родоначальником шайров, суффолькских и клейдесдальских лошадей.

Тяжеловоз брабансон — идеальная лошадь для сельских работ

Рост у них, правда, не такой высокий, как например, у шайров, но может составлять чуть более 170 см в холке. Масти преимущественно: рыжая, красно-рыжая гнедая, гнедо-чалая.

Для сельских работ это животное подходит идеально, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен с человеком и имеет высокую работоспособность. Более того, представители этой породы — одни из самых распространенных долгожителей среди иных коней-тяжеловесов.

Суффолк

Один из старинных европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые упоминается эта порода в исторических летописях начала 16 века, однако наибольшую популярность она начала приобретать лишь в середине 18 века.

Суффолк — старинный европейский тяжеловес с очень покладистым характером.

Экстерьер такой лошади отличается толстоватыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округленной формой копыт. Рост жеребцов колеблется в среднем от 165 см и иногда бывает выше 170 см в холке. Вес животного может достигать тонны. Часто встречаются светло и темно-рыжие масти, иногда каштановые. Характер у этих коней покладистый, дружелюбный.

Першерон

Эта порода лошадей тяжеловозов — гигант, производить которую начали во Франции в 19 веке. Порода получила мировую славу не случайно. Першерон — один из самых больших коней мира, как по весу, так и по росту в холке. Были среди них и настоящие рекордсмены, которые переваливали отметку в росте куда более 2 метра!

Тяжеловоз-гигант Першерон обладает прекрасным аристократическим экстерьером.

Несмотря на всю массивность их тела, эти французские кони обладают прекрасным аристократичным экстерьером, за что должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Голова у них аристократичной формы с небольшими подвижными ушками и выразительными среднего размера глазами. Удивительно и то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их массивность.

Частые масти: серая в яблоках, куда реже — вороная. У этих коней редко растут на ногах «щетки».

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей, потому что, не смотря на свой огромный рост и вес, обладает внешне очень привлекательным экстерьером.

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей — шотландский тяжеловоз Клейдесдаль .

Клейдесдаль, как порода, выведен на просторах современной Шотландии. Конь приспособлен для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному гунтеру. У клейдесдаля шаг и рысь мягкие. Эти кони — обладатели широких костей, большой мышечной структурой и мощной конституцией тела. Однако есть существенный недостаток: представители этой породы — изнежены. Раскрытие полного потенциала клейдесдаля возможно лишь при условии высококачественного ухода и кормления.

Преимущественные масти: чаще гнедая, рыжа, в целом же — разнообразны.

Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание

Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание. Что собой представляют лошади-тяжеловозы? Это специально выведенные породы, отличающиеся крупным телосложением и необычайной силой. Исторически, потребность в таких животных возникла в эпоху средневековья, когда вес рыцаря в доспехах переваливал за центнер. Не всякая лошадь могла унести такой груз, а потому началась целенаправленная селекция.Тяжеловозы значительно превосходят обычных лошадей по размерам. Их средний рост превышает сто восемьдесят сантиметров, а вес — около тонны. Широкая грудная клетка и развитая мускулатура дополняют образ трудового животного, обладающего немалой силой. Рекорд такого коня по передвижению тяжести составляет более двадцати тонн, что фактически превосходит по всем показателям некоторые грузовые автомобили. Поэтому, несмотря на механизацию, лошади тяжеловозы используются при различных работах и в настоящее время.

Сейчас существует уже более двух десятков пород данного типа, при этом исторически сложилось так, что они все произошли из Европы. Наиболее известны такие, как: першероны — французские тяжеловесы, брабансоны – бельгийские тягачи, шайры — английские, клейдесдалы — шотландские, торики — эстонские. Кроме того, местное распространение получили такие породы, как: Ютландская ( место обитания Дания), Пойтевин (юг Франции), Контойская (Франш-Котон, франко-швейцарская граница), Владимирская (Центральная Россия) и некоторые другие. Наличие местных пород обусловлено тем, что происходила случка лошадей тяжеловозов с другими видами, для получения сильного и выносливого потомства привычного к местным условиям.

Но в тоже время тяжеловозы так и остались в Европе. На других материках, несмотря на их высокие силовые качества, они практически не используются. Об их внешнем виде стоит упомянуть отдельно. Рослые, мускулистые и крепко сбитые красавцы напоминают античных спартанцев, вызывая изумление у их ценителей.

Вопрос о покупке не всегда можно решить, ведь тяжеловозы в России разводятся всего на трех конезаводах — в Гавриловом Посаде, Юрьеве-Польском и во Владимире. Причина этого кроется в том, что несмотря на все свои достоинства данный тип животных, в конце прошлого века, был незаслуженно забыт, в результате чего их разведение пришло в упадок. Но сейчас ситуация постепенно меняется, однако приобретение такого коня пока возможно не многими. Узнав, сколько стоит лошадь тяжеловоз, многие отказываются от своей задумки.

В настоящее время эти мощные и рослые животные зачастую участвуют в различных парадах и шествиях. Так же проводятся с их участием специальные соревнования на силу тяги и на тягловую выносливость. Кроме того, праздничные кареты, которые можно увидеть сейчас на улицах многих городов, как правило, тянут тяжеловозы. В различных европейских городках, зачастую можно увидеть телеги, возящие по улицам бочки с логотипом пивной компании, в которые запряжены кони того же вида. В некоторых странах, таких например как Германия, довольно популярны праздники с распиванием пива в больших компаниях. И частенько во время торжеств, пивную братию возит по городу трактор или тяжеловес.

Читайте также:  Как повысить яйценоскость перепелов?

Если особь победила соревнование лошадей тяжеловозов, то она ценится уже гораздо больше, чем другие представители этого вида. Поэтому существует рынок покупки и перепродажи этих животных, который приносит ощутимый доход тем, кто занимается их разведением, а также посредникам.

Но чтобы вырастить полноценного представителя, описанной выше породы, необходимо знать о его особенностях. В частности его рацион отличается частично от образа питания обычных лошадей. Например первому нужно больше овса, корнеплодов и конечно же сена. Кормят их не менее пяти раз в день, а при больших нагрузках порции увеличивают.

Список рекомендуемых продуктов напрямую зависит от породы лошадей тяжеловозов. Ведь они были выведены искусственно и потому, каждая имеет свои особенности, которые нужно обязательно учитывать.Однако примерное меню животного этого типа составляют: концентрированный корм примерно 25% , грубый — 40%, сочный — 35 %. Кобылам-маткам обычно увеличивают процент содержания сочных кормов до 40, при этом уменьшая долю грубых. К концентрированному корму относится овес или другие злаковые культуры. К сочным – кормовые морковь и свекла, а также картофель и силос. К грубым относят солому, однако она должна составлять только одну четверть от общего числа грубого корма. Если у животных есть возможность выпаса на пастбище, то их основной их рацион состоит из свежей травы.

О лошадях тяжеловозах

Могучие помощники

Приобретение лошадей-тяжеловозов. Правила их содержания в личном хозяйстве.

Прежде всего следует сказать, что тяжеловозы — это не одна, а несколько пород лошадей, среди которых есть крупные и мелкие. К крупным тяжеловозным породам относятся литовская и советская, к мелким — русская тяжеловозная. Основные характеристики этих пород лошадей следующие. Литовская тяжеловозная порода — это прежде всего мощный костяк и хорошо развитая мускулатура, широкая и глубокая грудь, широкий раздвоенный круп. Высота в холке у жеребцов класса элита — 158 см, у кобыл — 154 см. Масти лошадей литовской тяжеловозной породы — рыжая и гнедая. И разведением их занимаются в СКП «Обухово» Гродненского района.

Советская тяжеловозная порода — наиболее крупная. Лошади отличаются хорошо развитой мускулатурой, силой, массивностью, выносливостью. Для породы характерны большая голова, массивная шея, глубокая и широкая грудь, короткий раздвоенный круп, прочный костяк. Высота в холке у жеребцов класса элита — 162 см, у кобыл — 158 см. Масти — рыжая, рыже-чалая, гнедая, вороно-чалая. Только чистопородных животных советской тяжеловозной породы в республике мало. Небольшая их группа имеется в ОКХ «Крутогорье» Дзержинского района. Так что шанс приобрести этих животных невелик. Наиболее же популярна в нашей республике русская тяжеловозная порода. Это некрупные лошади, широкотелые, имеющие средних размеров голову, широкие грудь и спину, короткий свислый круп и прочные конечности. Им присущи жрепкая конституция и уравновешенный темперамент. Они также неприхотливы и выносливы. Высота в холке у жеребцов класса элита должна быть 150 см, у кобыл — 146 см. Их масти — рыжая и рыже-чалая. Выращиванием лошадей русской тяжеловозной породы занимаются в Мстиславском, Гомельском конных заводах. Имеется эта порода и на некоторых конефермах нашей республики. Многие коневоды нашей республики делают выбор в пользу русских тяжеловозов из-за их распространенности и неприхотливости, а также из-за отменных рабочих качеств.

И не стоит расстраиваться, если вам не удастся приобрести чистопородных животных. Ведь даже самые тяжелые работы по хозяйству могут с успехом выполнять и помеси, которые к тому же не такие дорогие и менее требовательны к условиям кормления и содержания. При покупке любой лошади, в том числе и тяжеловозной, очень важно тщательно осмотреть ее, выявить все достоинства и недостатки экстерьера, чтобы правильно оценить возможность ее дальнейшего использования. Хорошая работоспособность сохраняется у животных до 12-15-летнего возраста и даже у более старых. Но предпочтительнее приобрести себе более молодого помощника. Он легче привыкнет к новой обстановке и новым хозяевам, станет прекрасным работником, добронравным и послушным.

Помните, что животные очень чувствительны к неблагоприятным условиям содержания. Сырость и сквозняки в помещении должны отсутствовать полностью. Пол в конюшне настелите с небольшим уклоном к жижестоку. В качестве подстилки используйте солому, опилки, древесную стружку и другие гигроскопичные материалы. Возле конюшни необходим паддок (загон) для прогулок лошади на открытом воздухе. Существенных различий в уходе за животными различных пород нет, но есть несколько очень ответственных периодов, на которые хозяевам нужно обратить особое внимание. Подсосный жеребенок должен всегда находиться рядом с матерью, так как он сосет её 20-30 раз в сутки. Даже подросший малыш делает это через каждые 2-3 часа. Поэтому жеребятам нужно расти рядом с матерями не менее 6 месяцев. Но уже с 3-4-месячного возраста малышам потребуется подкормка концентратами, другими «взрослыми» кормами.

С 2-3-летнего возраста начинается заездка молодой лошади, приучение её к работе. Лучше всего делать это зимой, когда выпадет глубокий снег. Обращаться с животным нужно смело, но ласково, учитывая его темперамент. Следует всегда осторожно подходить к голове лошади, не пугая ее и не делая резких движений. Побалуйте своего помощника каким-нибудь лакомством, лишь затем оденьте уздечку, выведите животное из конюшни и приготовьте его к работе.

Работать лошадь может и должна ежедневно. Только регулируйте режим ее использования в зависимости от физиологического состояния животного, массы перевозимых грузов, состояния дороги, размера обрабатываемого участка. Даже самому крепкому помощнику необходимы регулярные 10-15-минутные перерывы для отдыха и подкормки. Жеребые и подсосные кобылы также могут работать ежедневно, но с учетом их состояния объем работы регулируйте и при необходимости ограничивайте. За один месяц до выжеребки и в течение одного месяца после рождения малыша кобылу освободите от работы полностью.

Для всех работающих лошадей обязателен двухчасовой обеденный перерыв. Кормить и поить животное можно только после того, как оно отдохнет и остынет. Чистите своего помощника ежедневно по шерсти, начиная с головы. При чистке используйте мягкую щётку, пучок соломы. Особая забота хозяина — состояние ног лошади. Их надо ежедневно до и после работы осматривать, удалять грязь с копыт. Через каждые 1,5-2 месяца по мере отрастания копытного рога проводите его обрезку. Кормление лошадей различных тяжеловозных пород в основном сходно. Используется и постоянный набор кормов. Среди них основные: овес, ячмень, другие концентрированные корма, сено, солома, корнеплоды. Летом животному обычно хватает пастбищной травы.

Информация для коневодов. Конно-прицепной инвентарь. Обозно-шорные изделия.

1. Производственное предприятие «Белая грива». г. Минск, ул. Нестерова, 16, тел. 241-91-28, 243-93-49 (конно-спортивное снаряжение и упряжь для рабочих лошадей).
2. Производственное предприятие «Хрустальная подкова». г. Минск, ул. Парниковая, 14, тел. 283-30-80 (упряжь для рабочих и спортивных лошадей, телеги).
3. Шорная фабрика. Брестская обл., г. Барановичи, ул. Набережная, 7, тел. 2-24-77 (упряжь для рабочих лошадей).
4. Производственное предприятие. Витебская обл., г. Глубокое, ул. Советская, 205, УЖ 15/13, тел. 2-28-71, 2-23-61 (упряжь для рабочих лошадей, телеги, сани).
5. Обозно-колесная фабрика. Гродненская обл., г. Щучин, тел. 3-64-10, 3-64-21 (телеги, колеса).
6. Фирма «Лидагропроммаш». Гродненская обл., г. Лида, ул. Игнатова, 52, тел. 2-06-97, 2-24-54, 2-49-60 (конные плуги, окучники).
7. Инструментальный завод. Брестская обл., г. Кобрин, ул. Пролетарская, 27, тел. 2-56-01, 2-21-21 (подковы и специальный инструмент для ковки лошадей).

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Описание пород лошадей тяжеловозов и их характеристики

Лошадь тяжеловоз — это крупное животное с толстой шеей, мускулистыми телом и ногами, являющееся представителем тяжелых пород. Основная задача: перевоз объемных грузов, выполнение пахотных и иных видов сельских работ.

У лошади тяжеловоза мощная шея, мускулистое тело и ноги, что помогает ей перевозить крупные грузы

Гигантские скакуны выглядят не так сухо и изящно, как их «теплокровные» собратья. Но эти кони обладают отличным нравом и имеют ряд других положительных качеств, за счет которых они и по сей день пользуются мировым спросом у многих конников.

  • 1 Экстерьер
  • 2 Известные европейские породы
    • 2.1 Шайр
    • 2.2 Бельгийская тяжелоупряжная (брабансон)
    • 2.3 Суффолк
    • 2.4 Першерон
    • 2.5 Клейдесдаль (шотландский тяжеловоз)
  • 3 Русские породы тяжелоупряжных лошадей
    • 3.1 Битюг
    • 3.2 Владимирский
    • 3.3 Советский
  • 4 Испытание
  • 5 Разведение
  • 6 Резюме

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  • Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  • Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

    Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

    Читайте также:  Миксоматоз кроликов опасен для человека?

    Историки и мировые заводчики лошадей породы тяжеловозов считают, что к прямым потомкам боевых «тяжиков» можно отнести такие породы лошадей, как шайры, першероны, бранбансоны, клейдесдаль, что подтверждают и древние исторические летописи. Подчеркнем, что речь идет о европейских породах коней-тяжеловесов.

    Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

    Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

    Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

    Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

    Известные европейские породы

    Одна из самых знаменитых «хладнокровных» лошадей — это известный на весь мир английский тяжеловоз породы Шайр. Лошади по экстерьеру высокие и массивные, но в тоже время они «аристократичны».

    Вес жеребцов английского тяжеловоза породы Шайр может достигать 1,3 тонн

    Прямыми предками этой породы были боевые рыцарские кони, которые по тем временам достигали очень больших для лошади размеров. Но их потомки и сейчас славятся своими серьезными габаритами на весь мир. Вес жеребцов может превышать до 1,3 т, а их высота в холке может достигнуть 190 см. Наиболее часто встречающиеся масти шайров: гнедая, караковая, серая, гнедая.

    Наибольшую популярность в Средневековой Англии эта тяжеловозная лошадь начала приобретать при правлении короля Генриха в 18 веке. Правитель посчитал необходимым принять закон об активном разведении данной породы на территории своей страны, преследуя цель обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными тягловыми (ломовыми) лошадьми.

    Бельгийская тяжелоупряжная (брабансон)

    Бельгийская упряжная, она же фландрийская, она же брабансон — появилась в эпоху Средневековья. Была выведена на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозов является частично родоначальником шайров, суффолькских и клейдесдальских лошадей.

    Тяжеловоз брабансон — идеальная лошадь для сельских работ

    Рост у них, правда, не такой высокий, как например, у шайров, но может составлять чуть более 170 см в холке. Масти преимущественно: рыжая, красно-рыжая гнедая, гнедо-чалая.

    Для сельских работ это животное подходит идеально, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен с человеком и имеет высокую работоспособность. Более того, представители этой породы — одни из самых распространенных долгожителей среди иных коней-тяжеловесов.

    Суффолк

    Один из старинных европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые упоминается эта порода в исторических летописях начала 16 века, однако наибольшую популярность она начала приобретать лишь в середине 18 века.

    Суффолк — старинный европейский тяжеловес с очень покладистым характером.

    Экстерьер такой лошади отличается толстоватыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округленной формой копыт. Рост жеребцов колеблется в среднем от 165 см и иногда бывает выше 170 см в холке. Вес животного может достигать тонны. Часто встречаются светло и темно-рыжие масти, иногда каштановые. Характер у этих коней покладистый, дружелюбный.

    Першерон

    Эта порода лошадей тяжеловозов — гигант, производить которую начали во Франции в 19 веке. Порода получила мировую славу не случайно. Першерон — один из самых больших коней мира, как по весу, так и по росту в холке. Были среди них и настоящие рекордсмены, которые переваливали отметку в росте куда более 2 метра!

    Тяжеловоз-гигант Першерон обладает прекрасным аристократическим экстерьером.

    Несмотря на всю массивность их тела, эти французские кони обладают прекрасным аристократичным экстерьером, за что должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Голова у них аристократичной формы с небольшими подвижными ушками и выразительными среднего размера глазами. Удивительно и то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их массивность.

    Частые масти: серая в яблоках, куда реже — вороная. У этих коней редко растут на ногах «щетки».

    Клейдесдаль (шотландский тяжеловоз)

    Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей, потому что, не смотря на свой огромный рост и вес, обладает внешне очень привлекательным экстерьером.

    Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей — шотландский тяжеловоз Клейдесдаль .

    Клейдесдаль, как порода, выведен на просторах современной Шотландии. Конь приспособлен для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному гунтеру. У клейдесдаля шаг и рысь мягкие. Эти кони — обладатели широких костей, большой мышечной структурой и мощной конституцией тела. Однако есть существенный недостаток: представители этой породы — изнежены. Раскрытие полного потенциала клейдесдаля возможно лишь при условии высококачественного ухода и кормления.

    Преимущественные масти: чаще гнедая, рыжа, в целом же — разнообразны.

    Русские породы тяжелоупряжных лошадей

    Битюг

    Этот тяжеловес является одной из самых древних русских пород, однако не дожил до современных дней. Таике хладнокровные лошади были незаменимы для крестьян и пользовались у них популярностью в сельском хозяйстве, как ломовые кони. Эта маленькая коренастая лошадь, по сравнению с другими лошадиными «гигантами», не достигала в холке выше 160 см.

    Битюг — самая древняя русская порода тяжеловозов.

    Их потомками являются современные русские тяжеловозы, предками которых были битюги, скрещенные с рысаками. Именно в их экстерьере наиболее четко прорисовываются черты древнего Битюга.

    Владимирский

    Порода владимирского тяжеловоза получила начало существования в 1935 году. Родоначальниками породы были лошади европейских тяжелоупряжных пород. Рост их относительно невысок — 165-167 см в холке, при весе в среднем 700-750 кг. Представителей этой породы отличают высокие показатели силовых качеств, такие как выносливость и неприхотливость в уходе и содержании. У них шикарный для представителей тяжеловозов внешний вид. Эти кони в меру массивны, однако движения их относительно пластичны, в отличие от других пород «тяжиков». Масть преимущественно рыжая и гнедая. Встречаются и вороные.

    Владимирский тяжеловоз — самый частый участник соревнований по силовым испытаниям среди русских тяжеловозов.

    Из русских тяжелоупряжных пород, владимирский тяжеловоз часто используется для участия в соревнованиях по силовым испытаниям.

    Советский

    Спокойные, неприхотливые в содержании и к погодным условиям, красивые лошади с отличной конституцией тела и хорошо развитой мускулатурой.

    Советский тяжеловоз спокойный, неприхотливый в содержании и к погодным условиям.

    В отличие от других представителей русских пород «тяжиков», эту породу лошадей разводят по трем направлениям: основной (стандартный), массивный (утяжеленный) и с наиболее сухой конституцией (облегченный).

    Советский тяжеловоз был бы идеальной богатырской лошадью древнерусской эпохи, ведь он обладает всеми необходимыми силовыми качествами, присущими большинству тяжелоупряжных лошадей. Гривы и хвост средней густоты, грудь относительно широкая, средних размеров подвижные ушки на голове среднего размера, ноги стройные.

    Размеры жеребцов варьируются от 163 до 168 см в холке. Масти чаще рыжая и бурая. Реже вороная, чалая и гнедая.

    Движения у владимировцев относительно грациозны, если их сравнивать с другими представителей «хладнокровных» лошадей.

    Испытание

    Современные тяжелоупряжные породы лошадей сохранили в себе все экстерьерные характеристики своих предков. Их и сегодня используют примерно для тех же целей, как и веками раньше — перевоз тяжелых грузов. Не редко тяжеловозов используют и реконструкторы в ролевых играх, когда искусственно воссоздают образ и эпоху средневековых турниров.

    Единственно верным соревнованием для испытания хладнокровных лошадей могут быть только силовые (тягловые) задания. Особую популярность в России такие состязания приобрели во времена Советской эпохи. Идея подобных мероприятий была принята и за рубежом.

    Главные показатели коня заключаются в его силовых качествах, выносливости и скорости при тяге различных грузов. Со временем на современные соревнования добавили новые этапы конкурса — экстерьер и поведение лошади (покладистый характер) при взаимодействии с человеком.

    Узнать о времени и месте проведения таких соревнований можно из конных журналов, сайтов заводчиков, конных клубов и т. д.

    Главные показатели коня: его силовые качества, выносливость и скорость при тяге различных грузов, экстерьер и поведение лошади.

    Разведение

    Не все тяжеловозы прихотливы в уходе. Плюсом у этих гигантов является и коммуникабельность в общении с человеком. Они сносно переносят изменчивые погодные условия, не привередливы в еде. Для разведения этих крупных коней не обязательно строить «королевские конюшни», которые так необходимы утонченным спортивным породам лошадей.

    Многие «тяжики» имеют густую гриву, хвост и щетки на ногах, а толстый слой мышечной массы не позволит им легко замерзнуть на холоде. Поэтому для положительного разведения, селекции и улучшения этих животных используют лучших представителей пород, которые отличились высокими результатами на испытаниях и хорошо показали свои силовые навыки.

    Необходимость разводить тяжелых коней на сегодняшний день снизилась, так как для полевых работ многие фермеры предпочитают использовать современную технику взамен лошадей. Однако в большинстве регионов России для пахотных работ предпочтение отдают все же «тяжикам».

    Тяжеловесов используют на животноводческих фермах и в конюшнях по прямому назначению — для выполнения сельскохозяйственных работ (реже — для выпаса скота или проката).

    Резюме

    По стоимости тяжеловозные породы лошадей относительно не дорогие, если сравнивать цены на конном рынке с теплокровными лошадьми и рысаками. Купить породистого тяжеловеса можно у частных лиц или у заводчиков в специализированных конезаводах России.

    Например, одним из таких заводов является «Хреновский конный завод» в Воронежской области, который разводит на продажу арабских чистокровных лошадей, орловских рысаков и «русскую тяжеловозную лошадь» (Русский арден).

    Если человек решится на покупку тяжеловеса, то необходимо обеспечить коню денник соответствующих размеров (желательно не менее 4х4 кв. м), обустроить леваду или доступ к свободному выпасу.

    В заключение стоит добавить, что для неискушенного любителя лошадей, предпочитающего верховую езду с целью досуга, тяжеловоз подойдет как конь «хобби-класса».

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector